Перед руководством Узбекистана стоит непростой выбор, настало время определиться, по какому маршруту плыть и, главное, куда.
С момента образования Республики Узбекистан в 1991 году позиция несменяемого ее руководителя Ислама Каримова проста: усидеть одновременно на двух стульях – российского и американского производства. Однако сегодня эта эквилибристика обещает обернуться для страны грандиозным провалом в политико-экономическую пропасть точно также, как кокетливое маневрирование украинского руководства между США и Россией привело Украину к расколу гражданского общества, кровавой бойне и коллапсу экономики.
Именно к такому выводу приходят аналитики, достаточно долго пытавшиеся понять смысл политики Каримова, выстраивающего стратегию развития Узбекистана «со взглядом на Запад и с оглядкой на Россию». Выход из ОДКБ чётко показал цивилизационный и интеграционный выбор Ташкента. Одобрение Каримовым американского присутствия в Узбекистане, а также принятие условий транзита НАТОвского вооружения через территорию страны однозначно показывают, что узбекистанское руководство намерено принять протекторат США в вопросах экономической, правовой и политической интеграции.
Многие называют это попыткой «уходящего» президента Каримова, чей срок пребывания на посту руководителя страны истекает в 2014 году (по прогнозам в очередных выборах он уже участвовать не будет) получить индульгенцию от Запада за «Андижан» и череду антигуманных поступков, а также заручиться неприкосновенностью в случае, если всплывут коррупционные и иные противоправные дела главы Узбекистана.
Спекулятивная политика Каримова не раз ставила в тупик его более благородных партнеров. Не далее, чем в июне 2012 года президент Узбекистана на встрече с президентом Владимиром Путиным подписал договор о присоединении Узбекистана к зоне свободной торговли СНГ и не слишком протестовал, когда российские и узбекские СМИ дали широкую интерпретацию его поступку, назвав его шагом к вхождению в Таможенный союз.
Однако заявление тогдашнего госсекретаря Хилари Клинтон, заявившей, что США будут всячески препятствовать созданию Таможенного союза, являющегося, по ее мнению, попыткой возродить СССР, «отрезвил», Каримова, заставив пойти на попятную. В итоге Узбекистан сегодня не только не намеревается вступать в ТС, но и всеми способами блокирует вхождение туда своих соседей.
Известно, насколько зависимы процессы развития тех или иных надгосударственных структур от позиций отдельных участников интеграционных процессов. К примеру, тот же Таджикистан не может при всем желании войти в Таможенный союз, пока этого не сделает Кыргызстан, так как у РТ нет общих границ с другими участниками ТС: Казахстаном, Белоруссией, Россией. В то же время Россия и Кыргызстан являются членами ВТО, что также определяет и корректирует их деятельность в рамках Таможенного союза с учетом тех правил, что приняты Всемирной торговой организацией, которые во многом отличаются от договорно-правовых условий функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС, в первую очередь в отношении импорта из третьих стран. Тем не менее, по подсчетам экономистов, Таможенный союз приносит своим членам гарантированную выгоду: льготы, беспошлинный провоз, дополнительные преференции.
Узбекистану и его нынешнему покровителю, безусловно, следует быть осмотрительнее в выборе краткосрочной стратегии. Проект вывода коалиционных сил Международной организации содействия безопасности из Афганистана, который связал интересы НАТО и РУ – хрупкое и ненадежное совместное предприятие. Транзит «афганского» оружия, осуществляемый по территории Узбекистана, даже с учетом того, что часть его будет «реквизирована» для оборонных нужд Узбекистана, проходит также через Россию. С учётом обострения российско-американских отношений вследствие присоединения Крыма к РФ, есть вероятность, что Россия может прервать договорные обязательства по транзиту.
Тогда Узбекистан окажется в изоляции, ведь «северный путь» прекратит свое существование. НАТО при этом не слишком пострадает, так как достигнутое потепление в отношениях с Пакистаном открывает новые возможности для «южного пути». Не иначе как такими прискорбными соображениями объясняется двусмысленное положение Каримова, который Штатам демонстрирует выход из ОДКБ, а России – намерение присоединиться к ТС и Евразийскому союзу.
При этом сей недальновидный политик избегает полноценного взгляда на будущее своей страны. Всякого трезво мыслящего аналитика тут же выдворяют (в лучшем случае) за пределы Узбекистана. Подобная зачистка проводилась и руководством Украины, в результате чего сейчас весь мир поражается тому количеству неадекватных маргиналов, что в одночасье появились в политике Киева.Сегодня некому объяснить Каримову, что отказ Узбекистана от вступление ТС не освободит страну от ее вовлечения в куда более радикальные предприятия, хозяева которых из-за океана будут рассматривать узбеков лишь как мелких пешек на глобальной шахматной доске так же, как рассматривают украинцев.
Своим вступлением в ТС Узбекистан мог бы предотвратить слияние в гигантскую сеть коммуникаций государств Средней Азии и Афганистана, планируемое в рамках глобального проекта «Шелковый путь». Еще в 2006 году Конгресс США принял Акт о стратегии «Шелкового пути» - маршрута транспортных путей, трубопроводов, электросетей и телекоммуникаций, выстраиваемого в обход России с целью оторвать от нее богатые природными ресурсами регионы. При этом, культурная и экономическая разница между развитыми республиками бывшего союза и истерзанным войной средневековым Афганистаном американцев не волнует.
Они планируют строительство инфраструктуры для осуществления поставок и вывоза ресурсов из Центральной Азии, а также возведение американских военных объектов для обеспечения безопасности этой энерго и транспортной инфраструктуры .Если же кто-то осмелится встать на их пути, после того, как первые реальные шаги будут сделаны, американцы мгновенно импортируют в страну местную версию Майдана, с кровью и увечьями под демагогические рассуждения о необходимости демократизации.
Одна надежда теплится у рядовых граждан Узбекистана, что если не аргументы политологов и экономистов, то хоть народные сказания напомнят президенту Каримову, что на Великом шелковом пути чаще богатых караванов попадаются орды разбойников.